Сайт противодействия экстремизму и терроризму

Экстремизм растет на почве невежества

Ханты-Мансийский округ- многонациональный регион. Свыше ста двадцати национальностей считают югорскую землю своим домом. Конечно, без конфликтов не обходится никакое человеческое сообщество, тем более такое многонациональное, как у нас.

Но характерны ли для нашего региона нетерпимость к представителям других народностей, экстремизм, как пытаются это представить некоторые средства массовой информации, которые зачастую находятся далеко за пределами Югры и даже не имеют тут своих представителей? Каков у нас межнациональный и межконфессиональный климат? Об этом и многом другом нам рассказал заместитель директора департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа Сергей Тимошков.

Мир — как опыт

— По моему глубокому убеждению, такой регион как Югра, где проживают представители 124 национальностей, не состоялся бы, если бы у нас не было межнационального и межконфессионального мира и согласия, — убежден Сергей Николаевич. — Во многом это связано с тем, что у нас в регионе есть большой опыт взаимодействия различных народов, культур и конфессий. Ведь в период освоения Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции население Севера выросло в разы, сюда ехали люди со всех уголков бывшего СССР: Поволжья, Кавказа, центральной России, Украины, Белоруссии и других республик. Ехали сюда целыми семьями, нефтяники, строители, врачи, учителя.

По словам Сергея Тимошкова, в вопросах межнациональных взаимоотношений возникают проблемы прежде всего в тех регионах, состав которых более-менее однороден в этническом смысле и где население не имеет опыта кросскультурного общения, а также решения вопросов связанных по обустройству общей жизни людьми разных национальностей и религий. И  с этим можно согласиться, видя, как мигранты из Африки и Азии штурмуют практически мононациональные государства Европы: Францию, Германию, Великобританию, Скандинавские страны, являясь фактором дестабилизации общественно – политической ситуации и гражданского согласия  на территории таких государств.

Еще одна скрепа, по словам заместителя директора департамента внутренний политики-это гордость югорчан, как коренных, так и приезжих, своим регионом,  его вкладом в экономику страны (не зря Югру называют «Энергетическим сердцем России»). Жители автономного округа, вне зависимости от своей национальности и вероисповедания,  также относят к предметам общей гордости  природные богатства региона, историю героического освоения Севера, многообразие культур народов России проживающих в Югре, в общем соцветии которых отдельной изюминкой является самобытная культура коренных малочисленных народов Севера , и даже природой и климатом региона, ведь «Северянин» — звучит также гордо.

О взаимопроникновении культур

Коренные жители — ханты, манси и ненцы пережили по сути несколько «волн» внешней и внутренней миграции. Влияние Древней Руси, Новгорода, сибирских ханств, приход казаков Ермака, и наконец, прибытие нефтяников- все это видела Югорская земля, и, как оказалось, обратила все это на пользу и себе и России. На вопрос журналиста: «не чувствуют ли себя притесненными коренные жители», Сергей Тимошков ответил так:

— Я сам на половину ханты и этот вопрос для меня не риторический. Что касается обеспечения реализации гарантий прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера, то это часть государственной национальной политики Российской Федерации. И в этой сфере Югра – один из передовых регионов в стране. Кроме того, опыт нашего округа высоко оценивается международным экспертным сообществом. Но важно здесь другое: культура коренных югорчан была  «принимающей» по отношению к переселенцам, которые знакомились с бытом, укладом, обычаями местного населения,  многое перенимали, и в свою очередь обогащали ханты, манси и ненцев своим хозяйственным,  культурным и социальным опытом.

При этом, по словам Сергея Тимошкова, коренные малочисленные народы, несмотря на то, что Югра — центр нефтедобычи в России, смогли сохранить свой традиционный образ жизни, традиционные виды хозяйствования, включая  оленеводство, как основу своей культурной идентичности и способы самообеспечения.

— Наиболее объективную оценку состояния межнациональных и межконфессиональных отношений, а также социального самочувствия многонационального населения  региона могут дать сами люди, живущие здесь, — говорит Сергей Тимошков. — В Югре каждый год проводится комплексное социологическое исследование на эту тему. Выборка серьезная-  6600 человек, представителей разных этнических, конфессиональных и социальных групп. И результаты этих исследований показывают, что югорчане стабильно из года в год дают высокую оценку состояния межнациональных и межконфессиональных отношений.

При этом, в соответствии с независимыми по отношению к окружным показателям итогам последних официальных данных федерального статистического наблюдения Югра достигла самой большой положительной динамики  показателей доли граждан положительно оценивающих состояние межконфессиональных и межнациональных отношений по итогам 2016 года среди всех субъектов Российской Федерации. Прирост показателей за год составил от 10 и 11,5 % соответственно, при том, что по другим регионам показатели остались примерно на прежнем уровне или изменились с незначительным ростом.

Контакты и конфликты

На вопрос журналиста о том, существуют ли ныне в Югре конфликты на национальной и религиозной почве, и какие ныне точки напряжения у нас существуют, Сергей Тимошков ответил, что в чистом виде таковых не наблюдается.

— Риски связаны с тем, что в принципе любому конфликту, в том числе связанному с общими экономическими, бытовыми и социальными  проблемами можно придать «национальную окраску», при условии, что он происходит между представителями  разных этнических групп, — отметил заместитель директора департамента. — Поэтому эксперты всегда и говорят, что сфера межнациональных и межконфессиональных отношений очень  тонкая. В частности, любой бытовой спор, драка с таким составом участников может приобрести негативный характер, и сформировать чувство субъективной тревожности у населения. Поэтому пожелание экспертов одно — к подобным  проблемным ситуациям относиться корректно, объективно и профессионально. Особенно это касается средств массовой информации, которые в ряде случаев в погоне за «кликабельностью», рейтингами и, руководствуясь субъективными задачами, иногда искусственно проецируют проблемы общего характера на национальную или религиозную почву

Наш эксперт в свою очередь отметил, что в Югре сейчас не наблюдается движений экстремистского характера. Это, по его словам, было характерно больше для 90-х и нулевых годов, когда страну  раздирали межнациональные и межконфессиональные конфликты, шло активное реформирование в различных областях жизнедеятельности, а низкий уровень жизни населения являлось благодатной почвой для различного рода деструктивных идеологий. Ныне же ситуация другая:

— Мы отмечаем высокий уровень социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа, высокий уровень и качество жизни людей. Регион привлекательный, и к нам приезжают люди. Поэтому нет предпосылок существования здесь деструктивных идеологий (хотя единичные проявления, все же встречаются). Но надо понимать, что экстремизм и его крайняя форма терроризм — это глобальная проблема, с которой  столкнулись во всем мире и ситуация в странах Европы сегодня это повреждает. И в Югре, в рамках государственной национальной политики все делается, чтобы эти явления не получили широкого распространения. Считаю, что независимость и суверенитет России нам удается сохранять благодаря межнациональному и межконфессиональному миру и согласию, -резюмировал Сергей Тимошков.

Действительно, мир всегда хрупок. И чтобы его сохранить, порой приходится прикладывать неимоверные усилия, терпимость, идти на компромиссы. В Югре это удается. Будем надеяться, что так будет всегда. 

Автор текста: Михаил Осипов

Есть мнение?

Ваш электронный адрес не будет опубликован.