Ислам в Нижнем: особенности мировоззрения и отношение к другим религиям
Говорим о традициях и обрядах, а также о многоженстве, жертвоприношениях и экстремизме
Мы живем в светском государстве, а в Конституции оговорена «свобода вероисповедания». Это значит, что мы с одинаковым правом можем верить в любого Бога или не верить вовсе. Тем не менее люди, открыто исповедующие какую-либо религию, нередко вызывают опасения — сказывается неоднозначная обстановка в мире. Чтобы мы могли лучше понимать друг друга, «Открытый Нижний» продолжает серию материалов о религиях Нижнего Новгорода. И на этот раз мы посетили Нижегородскую соборную мечеть.
Ислам
Ислам — одна из традиционных для Нижнего Новгорода и ее области религий, которую исповедует, в первую очередь, татарское население.
Мечеть
Мечеть служит духовным центром объединения мусульман. И если раньше представителями мусульман в России и в Нижнем Новгороде в основном были татары, сегодня мечеть объединяет многие мусульманские народы. На заработки или на учебу в наш город приезжают из СНГ, с Кавказа, а также из арабских стран.
Всего в Нижнем Новгороде три мечети — в Автозаводском районе, Ленинском и Нижегородском. Мы побывали в старейшей из них, отметившей в 2015 году 100-летие Нижегородской соборной мечети (до нее существовала еще Ярмарочная мечеть, но она не сохранилась). Строительство Нижегородской соборной мечети было задумано еще 1908 году, спустя два года удалось добиться разрешения на возведение здания, и летом 1913 года состоялась его закладка. Средства на ее постройку выделил и Николай II, а торжественное открытие состоялось 20 марта 1915 г. Потом произошла революция 1917-го, однако мусульмане сохраняли эту мечеть до 1938 года, правда, затем и она была экспроприирована государством и использовалась сначала как госпиталь, детский сад. В 1988 году прошло собрание татарской — мусульманской общины — целью поставили добиться, чтобы мечеть вернули. Благодаря усилиям старейшин во главе с Умаром-хазратом Идрисовым эта работа была успешно выполнена, причем в очень сжатые сроки. Началась большая работа, реставрация, ремонт, и в 1991 году торжественное открытие состоялось во второй раз.
— Когда пророк Мухаммад переселился из Мекки в Медину, нужно было место, где бы собирались мусульмане для поклонения Всевышнему и решению возникающих вопросов. Так появились мечети. Главных мечетей в исламе три — это мечеть в г. Мекка, мечеть Пророка Мухаммада в Медине и третья мечеть Аль-Акса («Удалённая») в Иерусалиме (Аль-Кудсе).
В мечети не бывает никаких изображений живых существ, но можно увидеть картины с надписями из священной книги на арабском языке. В исламе существует запрет на создание ликов людей, чтобы прихожане не отвлекались и со временем не начали обращаться к ним, обожествляя какой-то образ. Есть минбар — это кафедра, откуда выступает проповедник — имам, по пятницам в праздник Джума, когда все мусульмане собираются в мечети, чтобы совершить молитву и послушать проповедь. Ниша, такое углубление в стене, называется михрабом. Во время молитвы один человек — имам — должен стоять впереди (в переводе «имам» как раз «тот, кто стоит впереди» — прим.ред), за ним ровными рядами мужчины, потом женщины — все раздельно, чтобы никто не отвлекался. Кроме того, молиться нужно в определенном направлении, в сторону г. Мекки, где находится первая мечеть Ка’аба. И вот эта ниша одновременно показывает направление и является отдельным местом для имама как для руководителя, — объяснил имам Нижегородской соборной мечети Иршат-хазрат Умяров.
Пол в мечети всегда устлан коврами, так как молитва происходит на коленях, в земных поклонах, поэтому из соображений чистоты и уважения к мечети здесь принято разуваться. Единственные украшения — это арабская каллиграфия. И, например, одно из таких украшений Нижегородской соборной мечети — огромное полотно с надписью на арабском «Аллах» которое подарили мусульманам братья-христиане на столетие храма.
— Арабская каллиграфия — это цитаты из священного писания. Здесь написано «Аллах», в переводе — «единый Бог». Многие думают, что Аллах и Бог — это разные божества, спрашивают, в чем разница, но нет, это один и тот же Господь, который сотворил все и дал нам всем жизнь. Разницы между словами «Аллах» и «Бог» нет, и христиане, которые живут на Востоке, арабы-христиане называют бога Аллахом, — рассказал Иршат-хазрат.
Образ жизни
Ислам непосредственно связан с личностью пророка Мухаммада, который родился в городе Мекка (Саудовская Аравия) в 570-571 году. Всевышний через архангела Гавриила (араб. «Джибрииль») ниспослал ему откровения, которые составляют священную книгу — Коран.
— Ислам — это, в первую очередь, признание того, что Бог един — один, признание всем сердцем, и что поклонение принадлежит только Ему, а затем признание всех пророков и посланников Божьих, и последнего из них — пророка Мухаммада. А также священной книги Коран как слова Божьего и руководства. Каждый мусульманин должен совершать пятикратный намаз — молитву — в определенные промежутки времени — утром, в обед, полдень, вечером, ночью. Время определяется по солнцу, однако сейчас есть специальные календари, где написаны время намазов, — рассказал Иршат-хазрат.
Все молитвы в исламе читаются на арабском языке, потому что именно на нем ниспослал свои откровения Всевышний. Однако для понимания и начального изучения Коран был переведен с арабского и на другие языки (смысловой перевод). Если нет возможности посетить мечеть, совершать намаз можно где угодно, например, дома или на работе, но делать это нужно в чистом месте, красиво, с уважением и никому не мешая. Кроме того, существует еще месяц Рамадан, во время которого мусульманин соблюдает пост — воздерживается от еды и питья от рассвета и до захода солнца, смыслом же поста служит духовно-нравственное воспитание своей души и отстранение от греховного.
Помимо добровольной милостыни, с богатых мусульман взымается определенный налог «закят» которое они обязаны выплатить в пользу неимущих. Также хотя бы раз в жизни, если есть возможность, мусульманин обязан совершить хадж — паломничество в священный город Мекка.
— В исламе у нас два основных источника — это священная книга Коран и изречения пророка Мухаммада, называемые сунной, его образ жизни. Возникающие религиозные вопросы мы решаем в первую очередь обращаясь к ним, — пояснил Иршат-хазрат.
Праздники
Существует два главных мусульманских праздника: Ураза-байрам (араб. Ид аль-Фитр) «праздник разговения», то есть праздник по окончанию поста в месяц Рамадан, и Курбан-байрам (араб. Ид аль-Адха) — праздник закалывания жертвенного животного.
— В Ураза-байрам в знак благодарности Всевышнему, что мы смогли выдержать пост, раздается милостыня неимущим, совершается коллективная праздничная молитва и читается проповедь в мечети, а в целом он проходит как обычный праздник — все ходят друг к другу в гости, дарят подарки, возносят добрые мольбы Всевышнему. Курбан-байрам берет начало с пророка Авраама (Ибрахима), мы же продолжаем эту традицию, и это также служит ознаменованием окончания паломничества в Мекке. В этот день закалывается жертвенное животное, часть мяса раздается неимущим, часть родственникам и близким, с целью приблизиться к Всевышнему через это благое деяние, а часть оставляется себе. Также совершается коллективная молитва в мечети и читается проповедь. Это такой праздник объединения, день великих добрых дел. «Курбан» на тюркских языках — жертвенное животное, а «байрам» — праздник. Закалывание происходит в определенном месте, в селах можно и у себя во дворе, а в городе есть определенное место, куда приводится «курбан». Им может быть годовалый барашек, бык или корова, верблюд или коза. И закалываться он тоже должен правильно. Пророк Мухаммад говорил: «Когда вы закалываете животное, делайте это красиво и аккуратно, не показывайте животному даже ножа. Кроме того, другое животное не должно видеть, как закалывают первое животное».
Так как в эти праздники очень большое скопление людей, то все мероприятия согласуются с администрацией города, откуда приходят отдельные люди, чтобы поздравить мусульман с праздником, также с министерством внутренних дел, присутствует полиция и иногда ОМОН для подстраховки.
Свадьба
Семья в исламе очень ценится и имеет некоторую сакральную окраску. Перед тем как мужчина и женщина становятся мужем и женой, проводится обряд «никаха» — аналог христианского венчания. Для его совершения есть несколько условий. Во-первых, конечно, согласие обеих сторон. В первую очередь спрашивается согласие девушки, потом мужчины. Все это происходит при свидетелях, их должно быть минимум двое, и еще одно из важных условий — «махр» — предсвадебный подарок мужчины в знак уважения к женщине. Это подарок обычно обговаривается заранее, или девушка может попросить что-то сама, и мужчина должен подарить, если хочет взять ее в жены. Затем у девушки еще раз спрашивают, согласилась ли она на этот «махр», и, если она сказала да, спрашивают у свидетелей, слышали ли они эти все их слова. Без соблюдения этих условия «никах» не заключается. Потом имам дает наставления молодоженам о семье, правах мужчины и женщины, об уважении друг к другу, любви и возникающих спорных вопросах. Потом читаются аяты из священного писания Корана, и все вместе возносят мольбу Всевышнему, чтобы у молодоженов все было хорошо, затем выдается свидетельство от мечети о бракосочетании.
В исламе разрешается мужчине иметь до четырех жен, но только при строгих условиях, что он будет ко всем одинаково справедлив, не обделяя никого, что сможет обеспечить их в достаточной и абсолютно равной степени. Если же он понимает, что не сможет соблюсти все, то ему запрещено жениться больше чем на одной.
— Мудрость многоженства идет еще с давних времен, и она была не только в исламе. В истории мы также видим, что мужчин всегда умирало больше. На простом примере скажем, что в одном лишь сражении могло погибнуть около 100 000 мужчин, и даже если предположить, что половина из них были женаты, то 50 000 женщин оставались без защитника, попечителя и поддержки, а остаться вдовой с ребенком означало практически погибель по тем временам. И этот баланс, он сохраняется, не выравнивается, женщин все равно больше, и многие остаются и без мужей. Поэтому в исламе разрешается многоженство, в первую очередь, в целях помощи. То есть если у тебя уже есть жена, но есть и финансовая возможность, то ты можешь помочь какой-то женщине, вдове с ребенком или уже взрослой женщине, которой сложно выйти замуж. Но обязательно мужчина должен относиться ко всем своим женам одинаково справедливо, если он уж взял такую огромную ответственность. Он может больше любить какую-то одну свою жену, но внешне не показывать это, никого не обделять, не обижать, а если знает, что не сможет, то «довольствоваться» строго одной, — объяснил Иршат-хазрат.
В России случаи многоженства тоже бывают, но очень-очень редко. По российскому законодательству разрешено жениться только на одной женщине, однако в исламе в первую очередь законным считается брак, заключенный перед Богом.
Бывают и случаи, когда мужчина выбирает себе в жену не мусульманку.
— По исламу разрешается брать в жены женщину из «людей писания», то есть христианку или иудейку. Верующую женщину. Однако это не совсем приветствуется, чтобы не возникало разногласий, потому что мы иногда видим, какие проблемы возникают из-за разности культур. Человек, конечно, сам выбирает, но, чтобы семья была крепкая, было большее понимание между мужем и женой, общая культура, лучше, чтобы они были и одной нации, и одной религии, — рассказал Иршат-хазрат.
А вот аналога христианского крещения, в отличие от аналога венчания, в исламе нет.
— Пророк Мухаммад в одном из своих изречений говорил, что каждый ребенок рождается с вложенной в него верой в единого Бога. А кем он потом вырастает, зависит от его окружения. Поэтому в исламе как таковой печати мусульманства нет, как мы знаем, в какой семье вырастет ребенок, той культуры и традиции он и становится. Однако есть обряд имянаречения, когда родители выбирают имя ребенку, приходят в мечеть, и имам проводит данный обряд в присутствии всех остальных, также читаются аяты из священного писания — Корана, и все вместе возносят добрую мольбу Всевышнему за этого ребенка, — рассказал Иршат-хазрат.
Дружба
Любая религия проповедует мир, однако часто религией прикрываются террористические группировки. Свою борьбу с этим ведет и мусульманская община в Нижнем Новгороде.
— Ислам, в первую очередь, это религия мира и добра. Еще со времен пророка Мухаммада, когда язычники вынудили мусульман своими гонениями переселиться из родного города Мекки в Медину, где были общины иудейские, христианские и также языческие, все жили дружно и защищали город от внешних врагов. Позднее, в Арабском халифате, например, даже только в столице Багдаде, мусульмане жили вместе с христианами, иудеями, и все они работали во благо государства, науки, процветания. Каждый исповедовал свободно свою религию. В России тоже уже немало лет исламу, на территорию современной Российской Федерации ислам был принесен еще сподвижниками пророка Мухаммада (в Дербент). Россия — удивительная страна, столько наций, столько конфессий и все живут в мире и согласии. Если мы посмотрим на другие страны, иногда там две-три нации или конфессии не могут ужиться, а у нас есть и буддисты, и мусульмане, и иудеи, и христиане и другие, и также все нации, культуры живут в мире и добре. Когда нужно было дать отпор врагам, бок о бок все сражались за Родину. Говоря об экстремизме, который сейчас развивается, это глобальная проблема, проблема не только мусульман, а всего человечества. Мы стараемся делать все зависящее от нас, чтобы уберечь молодых людей от разного рода радикальных идей. Ведь, в первую очередь, человек может прийти к таким идеям из-за нехватки знаний о своей религии. По пятницам, перед намазом, мы проводим уроки, где поднимаем разные темы. В том числе я объясняю суть религии. Затрагивая тему терроризма, часто привожу слова Господа, который говорит в Коране: «если человек намеренно без какого-либо права лишит жизни хотя бы одного человека, то это приравнивается к тому, что он убил все человечество» — настолько велик этот грех. Пророк говорил, что самый лучший мусульманин — это тот, кто обладает самым лучшим нравом, самый миролюбивый, самый добрый, самый щедрый, — объяснил Иршат-хазрат.
Имам
Сам Иршат-хазрат Умяров, имам Нижегородской соборной мечети, совсем молодой человек. Ему 22, он два года назад окончил Московский исламский институт, приехал в Нижний Новгород на практику и остался. Свой пост он получил от главного имама данной мечети Умара-хазрата Идрисова. Иршат — поразительно светлый, заинтересованный человек и говорит на одном языке со своими прихожанами, которые, к удивлению, тоже в большинстве своем очень молоды.
— Работа имама не заключается только в том, что человек сидит в мечети и занимается поклонением. Нужно быть и психологом, и медиком, и наставником, тем более для молодежи. (Кстати, уважительное обращение «хазрат» в переводе тоже означает «наставник». Так обращаются к религиозному деятели или учителю — прим.ред.). Сюда же приезжают на заработки в основном молодые люди, и они приходят в мечеть. И в целом, по моим наблюдениям, молодежь сегодня тянется к религии. Когда человек молодой, он хочет жить свободно, кто-то может связаться с плохой компанией, кто-то просто не видит смысла жизни и просто живет, забывая о своей душе и пытаясь свою духовную чашу наполнить чем-то другим, но она требует свое, чистое. И вот в правильном понимании религии им нравится чистота, нравственность, нравится то, что человек понимает, почему он живет, духовная чаша наполняется своим. Нравятся искренние, сакральные моменты, они духовную пустоту хотят наполнить, жить благонравно, и религия помогает им в этом, — рассказал Иршат-хазрат.
Автор: Елена Нагичева Городской журналист