Проблема профилактики экстремизма в молодежной среде
Как считают эксперты, проблема группового молодежного экстремизма в России при темпах ее развития может в скором будущем занять ведущее место в статистике преступлений, поэтому для решения данного вопроса следует выработать ряд общих и специальных мер по предупреждению проявлений такого опасного явления для общества, как групповой молодежный экстремизм.
Данное негативное социальное явление – разновозрастное, подчас включающее в себя контингент в среднем от 13 до 28 лет, поэтому и меры по предупреждению экстремистских проявлений должны применяться с учетом возрастного фактора. К примеру, для лиц младшего и подросткового возрастов, еще не проникшихся всецело и полностью идеями экстремизма, окончательно не поверивших в «правду физической силы», больше подходят профилактические меры общего характера. Использование мер общего характера позволит государственному аппарату и обществу не допустить формирования преступного мышления несовершеннолетнего субъекта, т. е. использовать меры по предупреждению преступности.
Как отметил в своем выступлении глава верхней палаты Парламента РФ С. Миронов, сегодня в нашей стране приоритетом в борьбе с молодежным экстремизмом в первую очередь должно стать устранение причин и условий, способствующих девиантному поведению, среди которых в настоящее время наиболее актуальными являются такие, как снижение авторитета семьи и семейное неблагополучие, утрата обществом духовных ценностей и нравственных ориентиров, пропаганда насилия, наркотиков, ненависти и призывы к обогащению. Все это вызывает у молодежи озлобленность, нетерпимость, протест и агрессию [1].
В первую очередь необходимо обратить внимание на ранние этапы формирования детской психики и личности в целом. Социологи и психологи пришли к выводу, что существуют три основных фактора, прямо влияющих на формирование сознания подростка: семья, улица и школа. Исходя из этого, необходимо настолько усилить положительное влияние хотя бы одного
из этих факторов так, чтобы он сумел перекрыть либо уравнять отрицательное влияние одного или двух других.
Семья – закрытая микрообщность близких, связанных родственными узами людей, в которую достаточно сложно проникнуть и тем более воздействовать. Таким образом, воспитание детей и формирование у них ценностей толерантного взаимодействия, уважения других и общественно полезных ориентиров прежде всего осуществляется родителями, родственниками и уже потом школой, обществом, государством. Семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля за поведением детей приводит к их ранней криминализации.
Очевидно, что в настоящее время необходима активизация усилий в области улучшения демографической ситуации в стране, социального положения семей, трудовой занятости, психологической помощи жертвам насилия в семье.
В контексте профилактики экстремизма антисоциальное, девиантное поведение подростков отчасти является продуктом самовоспитания или следствием негативного влияния социальной среды индивида. Чаще всего это компания сверстников на улице. Контроль со стороны взрослых за такими стихийными собраниями практически невозможен. При общении в данных кругах подростки часто прибегают к употреблению спиртных напитков, наркотических и токсических препаратов. Самовоспитание подростков в подобных группах приводит к извращенному, агрессивному восприятию окружающего мира. Формируется шкала ценностей, противоречащая основам репрезентативной культуры большинства общества. Таким образом, «улично-подъездная» общность молодых людей является одним из самых серьезных факторов десоциализации личности и деструкции мышления. Единственной возможностью пресечь негативное влияние уличной контркультуры является создание ей положительной альтернативы.
Важным социальным институтом, имеющим возможность всецело реализовать государственную политику по работе с подростками и молодежью, является школа (и шире система образования), которая также выступает в качестве важного инструмента в процессе государственного воспитания молодежи. Вслед за школой социализаторские функции выполняют вузы, технические и профессиональные учебные заведения и армия. Но значимость обучения и воспитания в школе гораздо важнее всех остальных стадий социализации ввиду того, что сознание личности в большей мере развивается в период школьного обучения и именно в этот период у общества имеется возможность положительным образом повлиять на формировании личности индивида.
Важным средством в процессе воспитания толерантности и культуры межэтнического общения должны выступать досуговые организации, клубы по интересам и прежде всего спортивные секции. Такие виды спорта как бокс, борьба, каратэ, дзюдо способны направлять агрессию в мирное русло.
Кроме того, существует необходимость института психологической помощи при школе, где психологи должны объективно изучить среду, в которой они работают, консультировать не только детей, но и координировать действия преподавательского состава в вопросах преодоления барьеров в общении с детьми.
В контексте мер специального назначения можно выделить различные комплексы мероприятий, воздействующих на снижение уровня преступлений экстремистской направленности, осуществляемых различными органами власти.
В первую очередь необходимо выделить такое направление деятельности, как социологические исследования современного состояния проблемы, что необходимо для подбора особых мер воздействия на факторы, условия, способствующие возникновению и распространению ксенофобных и экстремистских идей, взглядов и установок, а также сложившихся практик экстремистской деятельности.
Необходимо создавать и развивать сеть научно-исследовательских центров как на федеральном, так и на региональном уровне, занимающихся проблемами экстремизма и различного рода проявлений крайних форм нетерпимости, расизма и ксенофобии. К решению проблем борьбы с экстремизмом подключилась созданная весной 2006 г. Объединенная комиссия по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации.
Важную роль в борьбе с идеями экстремизма и ксенофобии должны сыграть СМИ. Сегодня СМИ занимает противоречивую позицию, разжигая противоречия и нагнетая обстановку с одной стороны и проявляя способность стать инструментом формирования толерантного сознания с другой. На преодоление отрицательных последствий ксенофобии направлено одно из общепринятых требований к СМИ — освещать события так, чтобы репортажи отражали, помимо прочего, точку зрения и мнение групп, которые являются или могут стать объектом национальной дискриминации и расизма.
Современные СМИ способны формировать структуру национальной (культурно-политической) идентичности. Последняя же позволяет политической элите легитимизировать свою власть, укрепляя государство с помощью набора моральных заповедей, исторической перспективы и видения будущего. Сложившаяся культурно-политическая идентичность дает сообществу основные ориентиры: кто принадлежит к сообществу и кто отличается от него, что такое норма и кто является «чужаком».
Стоит отметить, что в последнее время весьма популяризировался Интернет. Сейчас глобальная сеть является основным плацдармом распространения экстремистских и ксенофобских идей. Так, в 2007 г. МВД России в Интернете выявлено 148 сайтов террористической и экстремистской направленности. Эти сайты находятся как в российском сегменте Интернета, так и в зарубежном. По сообщению главы МВД РФ Р. Нургалиева, в российском сегменте выявлено 70 сайтов, в США – 49, в Нидерландах – 6, в Германии – 5, в Великобритании – 4, в Канаде – 3, в Турции – 2 [2].
Пути решения данной проблемы видятся в решительной борьбе с экстремистскими и ксенофобскими ресурсами сети. В данном вопросе необходимо использовать позитивный зарубежный опыт декриминализации виртуального пространства (Германия, США), где интернет-провайдеры уже на протяжении нескольких лет тщательно отслеживают и удаляют из сети любые экстремистские сайты, размещая на их месте странички антифашистского содержания. Но если в странах Европы и Америки такого рода меры принимаются частными компаниями по собственному желанию, то в России такая инициатива могла бы происходить «сверху», и в частности от законодателя.
Помимо этого необходим комплекс мер по доработке действующего антиэкстремистского законодательства, возникла необходимость регламентировать понятие «экстремизм», разграничив его с понятием «экстремистская деятельность», ввести в закон понятия «экстремист» и «экстремистская акция», а также «международный экстремизм», выделить признаки и основные черты экстремизма в целом. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы действия, носящие явно экстремистский характер, не были бы ошибочно квалифицированы как обычное хулиганство или же вандализм и наоборот.
Эффективным способом борьбы с экстремизмом можно считать уравнивание сил на поприще неформальных групп. В данном случае это государственная поддержка антифашистских организаций, и чем агрессивнее будут методы их борьбы, тем более убедительными будут результаты. Всевозрастающая популярность праворадикальных экстремистских организаций, а равно преступлений, совершаемых ими, ставит вопрос о необходимости такого рода практик, но уже санкционированных государством.
И, конечно, одним из наиболее эффективных методов борьбы с групповым молодежным экстремизмом, является работа по разложению организаций и отдельных ее групп изнутри, а так же усиление работы по дискредитации движения в глазах общественности и сочувствующих ему элементов.
Таким образом, необходим комплексный подход для эффективной профилактики экстремизма в молодежной среде. Здесь вполне уместными будут социологические исследования, призванные оптимизировать деятельность государственных управленческих структур в профилактике экстремизма в молодежной среде.
Ссылки:
1. Информационно-аналитические материалы к парламентским слушаниям на тему «Состояние и проблемы законодательного обеспечения противодействия экстремизму в молодежной среде» от 25.10.06 г. URL: http://bd.fom.ru/report/cat/socium/xenoph/of061623.
2. Пресс-конференция главы МВД РФ Р. Нургалиева в РАМИ // РИА Новости. 24.04.2007.
2. Пресс-конференция главы МВД РФ Р. Нургалиева в РАМИ // РИА Новости. 24.04.2007.
Источник: Кубякин Е. О. Проблема профилактики экстремизма в молодежной среде // Общество: политика, экономика, право. – 2010. – №1. – С. 38–41.
Е. О. Кубякин