Проблемы противодействия экстремизму в Российской Федерации
Если в конце 90-х годов понятия «экстремизм», «сепаратизм» и «терроризм» ассоциировались и звучали только в связи с событиями на Северном Кавказе и в отдельных регионах за рубежом, то с началом нового столетия картина достаточно сильно изменилась.
Сегодня в России получили распространение различные проявления экстремизма, в том числе политического, которые провоцируют нестабильность в обществе, способствуют ослаблению российской государственности, порождают в отдельных субъектах РФ сепаратистские настроения и создают для экстремистов благоприятную возможность реализации их целей и задач. Это ведет к попранию прав и свобод граждан, подрывает общественную безопасность и государственную целостность России, создает реальную угрозу основам конституционного строя.
Общественность страны, увлеченная борьбой партий и движений, еще не в полной мере осознает ту опасность социальному благополучию, которую несет экстремизм. Политическое многообразие и многопартийность, свобода мысли и слова, свободный выбор языка общения и воспитания, гарантированные Конституцией РФ, часто подменяются нетерпимостью и враждебностью к оппонентам, что, в свою очередь, вплотную подводит к той черте конкуренции идей, за которой — преступление.
Государственная система противодействия экстремизму функционирует не столь эффективно, как того требуют реалии сегодняшнего дня. Недостаточно скоординированы действия органов государственной власти. В серьезном совершенствовании нуждается система обмена информацией между заинтересованными ведомствами. В общий процесс почти не вовлечены общественные объединения и другие институты гражданского общества. Органы государственной власти и местного самоуправления недостаточно оперативно и адекватно реагируют на проявления политического экстремизма. Общество не выработало устойчивого негативного отношения к экстремизму, не в полной мере осознало степень опасности этого явления для российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского народа. Недостаточное внимание уделяется антиэкстремистской пропаганде, разъяснительной работе среди широких кругов населения, профилактике политического экстремизма среди молодежи.
Может быть, неправильно было бы говорить о таком положении во всех субъектах РФ, однако во многих из них дела обстоят именно так. По этим же причинам многие официальные руководители муфтиятов в регионах говорят о том, что знали и знают о существовании радикальных экстремистских течений и организаций в этих субъектах, Однако сами борьбы с ними не ведут, поскольку не имеют достаточных сил, а в органы власти не обращались, поскольку считают это бесполезным.
И опять таки, по этим же причинам, практически никакой эффективности не имела деятельность антитеррористических комиссий в субъектах РФ, которыми руководили те же органы власти.
Предполагается, что с организацией вертикали в работе этих органов положение дел изменится.
Сложность и многоплановость проблемы предупреждения экстремизма заключается в том, что во многом в его основе лежат, наряду с кризисными явлениями социально-экономического, политического, духовно-нравственного и иного свойства, проблемы межнациональных отношений. Поэтому здесь необходимы в большей степени не силовые методы воздействия, а соответствующая правовая и экономическая база, подкрепленная социально-психологическими и идеологическими мерами, направленными на ограничение совокупности негативных условий и предпосылок экстремистских проявлений.
25.07.02 принят Федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», который должен был стать основополагающим актом в борьбе с политическим экстремизмом, создать необходимые правовые и организационные предпосылки для преодоления этого опасного общественно-политического явления.
Однако многие его положения оказались декларативными и весьма проблемными для использования в практической работе, в связи с чем понадобились многочисленные изменения законодательства, поправки и разъяснения, многие из которых также оказались неэффективными.
Генеральным прокурором РФ 17.05.05 издан приказ «О повышении эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности», которым надзирающим прокурорам поручено на основании регулярного анализа состояния законности проверять соблюдение федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления требований закона о выявлении, предупреждении и пресечении экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений и физических лиц, а также принимать профилактические меры, направленные на предупреждение экстремизма, устранение способствующих ему причин и условий.
Практика надзора прокуроров за исполнением этого федерального закона выявила ряд проблем, требующих в том числе и законодательного разрешения.
К примеру, ст. 7 и 8 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» Генеральному прокурору РФ или подчиненным ему соответствующим прокурорам предоставлено право выносить предупреждения общественному или религиозному объединению либо иной организации, средствам массовой информации о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, распространении экстремистских материалов. Однако соответствующих дополнений в связи с принятием этого закона в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» внесено не было, а поэтому эта форма работы так и не используется.
Или другой пример, Указом Президента РФ от 1995 г. № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» на органы МФД, ФСБ, таможни, пограничной службы в пределах предоставленной им компетенции возложена обязанность по изъятию печатной продукции и материалов, направленных на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Однако ст. 13 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» предусматривает возможность изъятия экстремистских материалов только после вынесения судом решения об установлении факта наличия в информационных материалах признаков экстремизма. Дополнений в Указ Президента РФ также внесено не было. Кроме того, представляется, что изъятие экстремистских материалов только после соответствующего решения суда на практике приведет к их укрытию соответствующей организацией.
Несмотря на имеющиеся в Законе запрещения использования сетей общего пользования, в том числе Интернета, для осуществления экстремистской деятельности, остаётся нерешенным вопрос контроля и привлечения к ответственности за их размещение.
В то же время систематическое обострение социальной напряженности в стране, криминализация многих сфер жизнедеятельности, снижение уровня занятости населения и другие криминализирующие общество факторы вызывают рост преступлений экстремистской направленности. Если в 2004 г. было совершено 133 акта экстремизма, то в 2005 г. возбуждены уголовные дела по 152 фактам совершения преступлений экстремистской направленности, в том числе 11 — о преступлениях, предусмотренных ст. 105 ч. 2 п. «л» УК РФ, 10 — ст. 111 ч. 2 п. «е», 5 — ст. 112 ч. 2 п. «е», 2 — ст. 116, 3 — ст. 117 ч. 2 п. «3», 1 — ст. 212, 16 — ст. 213, 3 — ст. 214, 1 — ст. 239, 6 — ст. 244 ч. 2 п. «б», 9 — ст. 280 (в 2004 г. — 9), 66 — ст. 282 (в 2004 г. — 67), 2 — ст. 282.1 (в 2004 г. — 8), 17 — ст. 282.2 (в 2004 г. -7).
Такое положение дел потребовало принятия со стороны государства ряда неординарных мер по борьбе с экстремизмом и, в особенности, его крайним проявлением — терроризмом. В частности, после принятия Закона РФ «О противодействии экстремистской деятельности» в декабре 2003 г. в УК РФ были внесены изменения, связанные с усилением ответственности за эти категории преступлений. В феврале 2006 г. Президентом РФ издан Указ «О мерах по противодействию терроризму».
Одной из наиболее опасных форм проявления экстремизма являются тяжкие преступления против личности, совершенные по мотиву национальной, расовой или религиозной вражды, в частности, убийство, а также умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего, т. е. предусмотренные п. «л» ч. 2 ст. 105 и ч. 4 ст. 111 УК РФ. При этом особую обеспокоенность вызывает ситуация с преступностью, связанной с насильственными преступлениями в отношении граждан иностранных государств (включая жителей СНГ), совершенными по мотиву национальной, расовой и религиозной вражды.
В 2005 г. зарегистрировано 13 таких преступных проявлений против иностранцев, из них 4 убийства, 2 причинения тяжкого вреда здоровью, 6 хулиганств.
Наиболее тревожное положение сложилось в Санкт Петербурге и Воронеже, где в 2005 г. совершены убийства иностранных студентов, вызвавшие большой общественный резонанс и повлекшие в указанных городах массовые выступления молодежи с протестами против насилия на почве национальной и расовой ненависти и вражды. Из общего количества совершенных в Санкт-Петербурге экстремистских преступлений (19) лишь по 7 установлены виновные лица, что составляет 36,8%. По этим делам привлечены к уголовной ответственности 35 лиц.
Так, в производстве управления по расследованию особо важных дел прокуратуры г. Санкт-Петербурга находилось уголовное дело по обвинению Герасимова А.В., Громова Ю.Б., Оленева А.А. и Орлова В.А. по п. «ж, л» ч. 2 ст. 105 УК РФ по факту убийства студента Лесотехнической академии гражданина Конго Энассака Роланда Франза. В отношении обвиняемых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В апреле 2006 г. дело направлено в суд для рассмотрения по существу.
Прокуратурой Воронежской области 09.10.05 возбуждено уголовное дело по ст. 105 ч. 2 п. «ж, и» и ст. 213 ч. 2 УК РФ по факту нападения на граждан Перу Лаваро Айлло Александр Мануэль и Анхелеса Уртадо Энрике Артукро, гражданина Испании Марио Родригеса Пенино и гражданина РФ Швырева И.М. группы молодых людей в количестве 15-20 человек. От полученных телесных повреждений Анхелес Уртадо Энирике Артукро скончался в машине скорой помощи. По делу арестованы 13 человек, 8 из которых являются несовершеннолетними. Дело направлено в суд.
По-прежнему выявляются факты незаконной деятельности крайне радикальных исламских организаций, запрещенных в стране решением Верховного Суда РФ. В ряде субъектов РФ Приволжского федерального округа (Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Удмуртская Республика и Самарская область) в 2005 г. расследовались уголовные дела, возбуждённые по фактам участия граждан в деятельности террористической организации — партии «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения»), деятельность которой в России запрещена решением Верховного Суда РФ от 14.02.03 по иску Генеральной Прокуратуры РФ. В 2005 г. расследовалось 14 таких уголовных дел.
Например, вступившим в законную силу приговором Тобольского городского суда Тюменской области 9 членов отделения организации «Хичб-ут Тахрир аль-Ислами» признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных ст. 205.1. 282.2 УК РФ, и осуждены к различным срокам лишения свободы.
Правоохранительными органами выявлялись и доводились до судебного решения преступления, совершённые членами экстремистски настроенных общественных объединении, в том числе неформальных.
Так, Заводским районным судом г. Орла 26.04.05 осуждены Чмыхов Д.И. и Ратников С.И. — представители движения «Русское национальное единство», которые 03.08.03 у входа в кинотеатр «Октябрь» в г. Орле, имея умысел на возбуждение расовой и национальной вражды, распространяли листовки, унижающие достоинство граждан по признаку их расовой и национальной принадлежности. Чмыхов и Ратников признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК РФ и приговорены условно к 1 и 2 годам лишения свободы соответственно.
Приговоры по этим и многим другим уголовным делам свидетельствуют о том, что надлежащей ответственности за совершение преступлений экстремистского характера виновные не несут.
Это, в первую очередь, связано с тем, что Уголовным кодексом РФ наказания за них предусмотрены небольшие, а составы этих преступлений, полагаю, необоснованно отнесены к категории небольшой и средней тяжести. Кроме того, существующие правовые ограничения УПК РФ и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» не позволяют в полном объеме проводить оперативно-розыскные мероприятия, нацеленные на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений данной категории.
По этим же причинам возникают немалые трудности при решении вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу за эти преступления.
В этой связи представляется правильным увеличивать санкции за совершение преступлений экстремистского характера либо внести соответствующие изменения в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Одним из серьёзных препятствий при расследовании уголовных дел, связанных с экстремистскими проявлениями, является отсутствие подготовленных специалистов по правовой оценке публикуемых в средствах массовой информации материалов и действий лиц, содержащих признаки преступлений, предусмотренных ст. 282, 282.1 и 282.2 УК РФ.
Работники правоохранительных органов РФ, особенно в отдаленных регионах, испытывают постоянные трудности с подбором квалифицированных специалистов в области социально-психологического исследования печатных и озвученных материалов, вкоторых усматриваются признаки экстремизма, национальной, расовой и религиозной вражды. Обеспечивая проведение указанных исследований, следственные работники зачастую вынуждены обращаться к специалистам, не имеющим достаточных знаний и опыта работы в данной сфере, что отражается на результатах сроках следствия либо проверки, а также на объективности принятого процессуального решения.
Например, приговором Кировского райсуда г. Омска от 06.04.05 оправдан Исабаев Д.Ш., обвинявшийся в совершении преступления, предусмотренного по ч. 1 ст. 282 УК РФ. Суд указал, что заключения экспертов, полученные в ходе предварительного следствия, являются противоречивыми, предположительными, выражают личное мнение каждого из них. Ни один из экспертов не указал, где конкретно в тексте брошюры «Плоды веры» содержится и в чём именно выражается возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам национальности, отношения к религии.
Несмотря на собранные следствием доказательства, суд не установил наличия каких-либо активных действий со стороны Исабаева Д.Ш., совершенных публично или с использованием средств массовой информации и связанных с нарушением равноправия граждан по признаку отношения к национальности, расе или религии. Приговор вступил в законную силу.
В этой связи назрела настоятельная необходимость в организации соответствующих экспертных подразделений либо в создании хотя бы одного экспертного учреждения, к примеру, в системе Минюста России для решенияэтихвопросов, естественно, с обеспечением их соответствующими специалистами.
Не менее значимой проблемой является отсутствие достаточной квалификации следственных работников, расследующих дела указанной категории. Если более или менее успешно начали раскрываться и расследоваться эти дела на Северном Кавказе, то в других субъектах отсутствие опыта этой работы, многочисленные переквалификации в судах приводят порой к выхолащиванию самой сути преступлений экстремистской направленности. В Генеральной прокуратуре РФ в настоящее время идет подготовка соответствующего приказа Генерального прокурора РФ о создании в прокуратурах субъектов РФ постоянно действующих следственных групп по расследованию преступлений экстремистской направленности. Возможно, следует это сделать и в других ведомствах.
По-прежнему основным фактором, дестабилизирующим ситуацию в России, продолжает оставаться крайняя форма проявлений экстремизма — терроризм. Действия исламистских экстремистских организаций и приверженцев радикального ислама приобретают все более жесткий и изощренный характер. В погоне за деньгами и торжеством своих извращенных идей они не жалеют ни «своих», ни «чужих», ни женщин, ни стариков, ни детей. Полагают при этом, что будут прощены аллахом за свою «идейность».
В связи с этим в стране сохраняется высокий уровень террористической опасности: в 2000 г. зарегистрировано 135 таких преступлений, в 2001 г. — 327, в 2002 г. — 360, в 2003 г. — 561, с 2004 г. отмечено снижение числа зарегистрированных террористических акций -277.
В 2005 г. продолжилась ранее проявившаяся тенденция сокращения числа регистрируемых террористических акций (ст. 205 и 277 УК РФ). На территории Российской Федерации всего зарегистрировано 205 (-25,7%) таких преступлений, в 2004 г. их было совершено 277 (275 и 2). От рук террористов в 2005 г. погибло 96 человек, свыше 300 получили ранения и различной степени тяжести телесные повреждения, причинен значительный материальный ущерб.
Несмотря на устойчивое снижение в последние 2 года количества зарегистрированных террористических актов, складывающуюся ситуацию еще не время рассматривать как необратимую. С учетом активности бандитов на юге России угрозы осуществления террористических актов в различных регионах РФ продолжают оставаться достаточно серьезными.
В Чеченской Республике, даже учитывая значительное сокращение количества совершенных актов терроризма (-55,6%) и повышение их раскрываемости, оперативная обстановка продолжает оставаться сложной.
Еще более непростая ситуация в Республике Дагестан. Более чем в 3 раза увеличилось число террористических акций в этом регионе (в 2005 г. — 51, в 2004 г. — 15), в результате этих преступлений погибло 20 человек и 37 ранено (раскрыто 41 преступление). Абсолютное большинство актов терроризма — это взрывы самодельных устройств у контрольно-пропускных пунктов Минобороны России и на путях следования автомашин с сотрудниками органов внутренних дел, подрывы административных зданий правоохранительных органов.
Значимую роль в решении многих задач, связанных с борьбой с терроризмом, должен сыграть принятый в марте 2006 г. ФЗ «О противодействии терроризму». Однако наивно полагать, что с принятием этого закона проблемы исчезнут сами собой. Наглядным примером тому служат развернувшиеся дебаты при обсуждении проекта Закона о внесении изменения в законодательные акты в связи с ратификацией международной Конвенции «О борьбе с финансированием терроризма». Различные мнения высказывались по многим вопросам, но наибольшую остроту приобрело обсуждение вопроса о конфискации имущества. Как сторонники, так и противники этой меры нашлись среди различных категорий и политиков, и чиновников.
Следует сказать, что при определении мер противодействия таким опасным проявлениям, как экстремизм и терроризм, государство должно использовать весь комплекс полномочий, в том числе и конфискацию имущества, тем более что международная конвенция предоставляет право государствам-участникам избирать адекватные меры по пресечению террористической деятельности.
Полагаю, что конфискация имущества должна быть возвращена в УК РФ как мера уголовно-правового воздействия. И вопрос о возможных издержках её применения не должен решать судьбу этого института. Предполагаемое предвидение возможного нарушения закона, который будет принят, может свести на нет всю правотворческую деятельность в принципе. А этого не должно случиться.
Хотелось бы обратить внимание еще вот на что. Если строго исходить из положений УК РФ, то мы сегодня отдельно говорим о преступлениях экстремистской направленности и террористического характера. Думаю, что правильности в этом немного, поскольку, если мы опять же обратимся к ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», то увидим, что в его тексте терроризм является одной из составных частей экстремизма, это и по сути является таковым, ибо нельзя называть экстремистскими проявления в Воронеже и Санкт-Петербурге и другими терминами — в Дагестане и Чечне.
Органами прокуратуры Республики Башкортостан совместно с органами внутренних дел республики проводятся мероприятия в отношении группы лиц, причисляющих себя к движению «скинхедов». Данная группа состоит из молодых «людей в возрасте 17-25 лег, которые исповедуют идеи превосходства «белой расы». Члены движения распространяли листовки и литературу, приглашающую к активно- агрессивным действиям по отношению к выходцам из регионов Кавказа, Азии, Африки, и нападали на иностранных граждан.
Всего на учетах органов внутренних дел состоит более 6000 членов группировок и организаций экстремистской направленности из числа молодежи.
В ходе расследования преступлений, совершаемых ими, возникает немало трудностей и проблем. Как правило, за пределами предмета доказывания остаются вопросы обучения, воспитания, семейного климата, обстановки в детских учреждениях, в которой воспитывается несовершеннолетний правонарушитель. Поэтому не выясняется и не устанавливается истинная мотивация поведения и, как следствие, даётся неверная квалификация их действий. Опыт этой работы у правоохранительных органов не такой большой, методических рекомендаций и социологических исследований совсем немного. В настоящее время прокурорам на места направлены указания обобщить всю имеющуюся информацию по этим вопросам и представить её в Генеральную прокуратуру РФ для систематизации и выработки рекомендаций.
Необходимость в этом назрела еще и потому, что прокурорами уже выявлены факты, свидетельствующие об участившихся попытках воздействия нетрадиционных для России религиозных и общественных организаций через образовательные учреждения на нравственное и психическое развитие подрастающего поколения. Например, в библиотеках некоторых образовательных учреждений Краснодарского края обнаружена литература, принадлежащая религиозным организациям восточной и западной ориентации и нетрадиционным течениям: «Свидетели Иеговы», «Церковь Иисуса Христа Святых Последних дней (Мормоны)», «Церковь Уитнесса Ли», иным протестантским деноминациям, новым учениям («Миссия Чайтаньи (Институт Знания о Тождественности)», «Брахма Кумарис (Всемирный Духовный Университет) Дала Лекх Раджи», «Трансцендентальная медитация (ТМ)») и другим. Кроме того, в средней школе № 33 г. Краснодара на выставочных стеллажах, посвященных Кубановедению, обнаружены рекламные буклеты, принадлежащие новой религиозной группе восточной ориентации «Университет Махараши». Подобная литература поступала по почте и без контроля со стороны администрации распространялась в школьных библиотеках.
Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что в вопросах борьбы с молодежным экстремизмом ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» также не решает всех задач. По-прежнему одной из серьезных проблем остается отсутствие действенного механизма государственного контроля за деятельностью незарегистрированных (неформальных) молодежных объединений. Отсутствуют правовые основания к постановке на учет в органах внутренних дел несовершеннолетних, являющихся активными участниками неформальных молодежных организаций, деятельность которых близка к экстремистской (футбольные и хоккейные фанаты и др.). Чрезмерно усложнена процедура привлечения к ответственности лиц, занимающихся изготовлением, распространением, хранением и пропагандой литературы фашистской и экстремистской направленности. Недостаточно эффективно решаются на федеральном уровне (и, как следствие, на региональных уровнях) задачи занятости, социальной реабилитации молодежи в районах политических и военных конфликтов, лиц, принимавших участие в военных действиях.
В этой связи, полагаю, есть необходимость подумать о разработке федеральной целевой программы по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе на ближайшие годы. Видимо, есть необходимость в принятии и реализации аналогичных региональных программ во всех субъектах РФ, в особенности в регионах, где националистические проявления в молодежной среде наиболее распространены.
Анализ имеющихся материалов свидетельствует также о росте числа нарушений законов о правах несовершеннолетних. Распространены нарушения имущественных и жилищных прав несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях социальной защиты.
Диктат законов рынка отрицательно сказался на положении подростков и молодежи. Остро стоит вопрос о трудоустройстве несовершеннолетних, нуждающихся в социальной поддержке и реабилитации со стороны государства, в том числе подростков, освобождающихся из учреждений уголовно-исполнительной системы.
Незанятость подростков приводит к нарушению воспроизводства рабочей силы и создает предпосылки для вовлечения их в криминальную среду.
Прокурорскими проверками отмечается ведомственная разобщенность органов службы занятости, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов образования и внутренних дел по данному вопросу, в связи с чем достоверная информация о количестве не занятой учебой и трудом молодежи отсутствует.
Важным средством предупреждения экстремистской деятельности является обеспечение постоянного надзора за своевременной регистрацией в установленном порядке религиозных и общественных организаций, учреждений и объединений, соответствием характера их деятельности целям и задачам, сформулированным в уставных документах.
Так, прокуратурой Республики Дагестан в 2005 г. по выявленным нарушениям требований ФЗ «Об образовании» и «О свободе совести и о религиозных объединениях» в Верховный Суд республики направлены заявления о ликвидации филиалов медресе г. Буйнакска при Исламском университете им. Сайфулы Кади и Дагестанского исламского университета им. имама Шамиля в селениях Параул и Гублен Карабудахкентского района. По решению суда обе организации ликвидированы. Генеральной прокуратурой РФ в текущем году в Верховный Суд РФ направлено исковое заявление о запрещении деятельности на территории России экстремистских организаций «Джунд аш Шам» и «Исламский джихад Джамаат моджахедов».
Как показывает правоохранительная практика, рассмотрение судами дел по искам прокуроров в ряде случаев носит затяжной характер. Проведение экспертных исследований, длящихся порой по нескольку месяцев, препятствует своевременному принятию судебного решения.
Назрела необходимость предоставить прокурорам право приостанавливать деятельность экстремистски настроенных общественных объединений и религиозных организаций до вынесения судебного решения.
Дальнейшая работа по противодействию экстремизму не может проводиться путем кратковременной кампании и требует постоянного внимания на достаточно длительную перспективу, в связи с чем борьба с экстремизмом и его крайней формой — терроризмом должна стать одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности.
Рассмотренные аспекты данной проблемы, безусловно, не исчерпывают всего круга вопросов этой темы. Тем не менее их обсуждение, надеюсь, будет способствовать активизации борьбы с этими опасными явлениями в нашем обществе.
Фридинский Сергей Николаевич. Государственный советник юстиции 1 класса, кандидат юридических наук. В 1980-2000 г. проходил службу в органах военной прокуратуры на должностях от следователя до прокурора округа. В течение последних 7 лет руководил работой органов прокуратуры на Северном Кавказе. С 2000 г. — заместитель Генерального прокурора РФ.