Религиозный экстремизм: как разорвать паутину?
Вопросы этноконфессиональных отношений находятся на особом контроле у властей Ставрополья
Ставрополье – непростой регион, где проживает свыше ста национальностей, исповедующих разные религиозные традиции. Межконфессиональные отношения складывались веками, и по своему многообразию Ставропольский край вполне можно представить как уменьшенную модель России – этнически и религиозно пестрого государства. Только процессы у нас более наглядны в силу компактности территории.
Сложные вопросы этноконфессиональных отношений в крае – залог мирной жизни и развития всего Северного Кавказа, поэтому они находятся на особом контроле у губернатора Ставрополья и под пристальным вниманием краевого правительства.
На 2016-2021 гг. утверждена государственная программа, в рамках которой действует подпрограмма «Укрепление единства российской нации, этнокультурное развитие народов России, проживающих в Ставропольском крае, гармонизация межнациональных отношений и предупреждение этнического и религиозного экстремизма». Она предусматривает комплекс мероприятий: научные исследования, мониторинг межнациональных и межконфессиональных отношений, проведение молодежных форумов, обучающих семинаров для представителей органов местного самоуправления, круглых столов с руководителями национально-культурных объединений. В том числе – лекции по профилактике и предупреждению религиозного экстремизма для студентов вузов и колледжей Ставрополья.
В этом году их читают по приглашению комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества ведущие ученые-религио-веды: профессор кафедры социальной философии и этнологии Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета Алексей Лагунов и эксперт из Москвы Александр Саввин – начальник управления по научной работе, профессор кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры и кафедры философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Они рассказывают молодежи о традиционных религиях, признаках деструктивных организаций, приемах манипуляции вербовщиков и советуют, как избежать этих ловушек.
– Вы не впервые читаете лекции по приглашению комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества. В прошлом году такая практика применялась для педагогов. На ваш взгляд, это действенная мера?
Саввин: Для профилактики – да. Молодежь находится в активном поиске жизненных ориентиров, впервые сталкивается с проблемами, поэтому нужно знать механизмы деятельности таких миссионеров. Все видят сегодня сообщения о запрещенном в России ИГИЛ. Мы даем углубленный уровень понимая истинных причин совершения преступлений членами этой организации и ей подобных.
Лагунов: В образовательных стандартах вузов сегодня нет требований к содержательному насыщению программ обучения. Некоторые специальности вообще не предусматривают изучения гуманитарных, мировоззренческих дисциплин. Поэтому в наших лекциях есть большой плюс. «Кто предупрежден – тот вооружен», – говорили римляне. Уверен, что среди наших слушателей каждый если не лично сталкивался с нетрадиционными религиозными организациями, то родные или знакомые. Простейшие примеры манипуляции сознанием, применения технологий вовлечения в секты, которые мы приводим на лекциях, сразу вспомнятся в жизни.
– Как реагирует аудитория на лекциях?
Саввин: Большая часть активно задает вопросы, для некоторых это кажется абстракцией. Хорошо, если человек никогда не встретит вербовщиков, не попадутся друзья, близкие. Но не всегда есть понимание серьезности проблемы. На федеральном и местном уровнях необходимы просветительские программы для молодежи, родителей, педагогов. На мой взгляд, неплохо, когда мусульмане узнают о христианстве, а христиане об исламе, как и о других традиционных религиях. Без религиозных культур вообще нельзя читать классику литературы, понимать произведения искусства, архитектуру, исторические процессы.
Лагунов: Воспитание гражданина должно включать представление о конфессиях, созидавших культуру нашей страны. Выбирать, во что верить или не верить, – дело каждого, но для полноценного выбора нужно иметь знания о том, что выбираешь. Посредством религиозного просвещения мы можем препятствовать деструктивным силам, использующим религиозную безграмотность людей. К сожалению, немногие представители современной молодежи знают основы традиционных российских религий, их историю, и это явное упущение нашей образовательной системы.
– Какие угрозы, стоящие перед нашим обществом, наиболее актуальны?
Саввин: Общее мнение экспертов относит к наиболее опасным для целостности российского общества идеи пантюркизма, регионального сепаратизма и новые религиозные движения, включая неоязычество. Но все это меркнет перед опасностью новых радикальных псевдоисламских организаций. По силе воздействия и разрушительности – это проблема номер один. Нам известны финансовые потоки, как ведется работа по децентрализации территорий и развалу России. Если не удается раскачать ситуацию в этническом плане, начинают разыгрывать межконфессиональную карту.
Лагунов: Есть опасность и в огромном количестве псевдохристианских движений. Это хорошо продуманные сетевые проекты, способные самофинансироваться, на первый взгляд автономные, не связанные между собой. Управляются они, как правило, из-за рубежа. Насколько мне известно, пока еще не выработано юридическое определение «деструктивных религий», дестабилизирующих жизнь общества. Они не должны иметь равных прав с традиционными религиями, как это предусмотрено современным российским законодательством. Наверное, не все новые религиозные движения нужно сразу причислять к деструктивным, но относиться к ним нужно с большой осторожностью. Не потому, что традиционные лучше, а потому, что последние проверены столетиями.
– Как всему этому может противостоять наша страна?
Саввин: Необходим единый мониторинг и координация разных ведомств: ФАДН, правоохранительных органов, власти, образования. До сих пор нет конфессиональной карты территории России. Есть официальные данные Минюста по регистрациям, что отражает картину, например, по РПЦ, где все приходы зарегистрированы. Исламские объединения мы видим только те, кто входит в систему духовных управлений, а нетрадиционные увидеть не можем. «Интерфакс» пытался составить такую карту, но это очень тяжелый проект, ни один информационный ресурс не сможет в одиночку его вытянуть. На мой взгляд, это ключевой вопрос национальной безопасности.
– Где грань между контролем за безопасностью и вмешательством в дела религиозных объединений?
Саввин: У нас одно из самых либеральных законодательств в мире по реализации религиозных прав и свобод. Государство требует исполнения закона, это не вмешательство. Четко прописано, в каких случаях запрещается религиозная организация и сама доктрина. Но как быть, если в официальную общину курсируют иностранные проповедники, которые в момент проповеди начинают давать тенденциозную оценку политике России? Очевидно, что это попытки влияния на протестные настроения. У нас многонациональное и многоконфессиональное государство, даже атеисты живут в этой ментальной парадигме. Если выдернуть стержень, рушатся основы государства, удар наносится в самую больную точку. Идут нападки на традиционные конфессии. Основания для критики есть, но как это делается? В рейтинге «жареные» факты, а много ли смысловых репортажей о социальных программах традиционных конфессий, помощи детским домам, малоимущим? Они годами этим занимаются, не получая ничего взамен. От рук радикалов гибнут православные священники, мусульманские духовные лидеры. Человек в духовном сане сегодня совершает акт патриотизма, отдавая себе отчет в опасности.
– Летом имамы Ставрополья единодушно поддержали открытое письмо 126 ученых исламского мира в адрес лидеров запрещенной в РФ ИГИЛ.
Саввин: Это гражданская позиция, требующая сегодня большого мужества.
– Помимо профилактики нужна и реабилитация людей, участвовавших в деструктивных сектах или побывавших в тюрьмах по террористическим статьям. Этот вопрос решается?
Саввин: Тюрьмы – серьезнейший вопрос, мы общались со специалистами системы исполнения наказаний. Что делать с радикалами, отбывающими срок? Есть примеры тюремных джамаатов, где идет радикализация в обмен на физическую защиту и преференции. В ряде исламских государств есть специальные тюрьмы для религиозных экстремистов, но тогда возникают сложности с их содержанием. Нужно решать комплексно проблему: работать с семьями, готовить специалистов по линии ФСИН, разрабатывать и внедрять специализированные программы. Есть хорошие наработки у национального антитеррористического комитета, многое делают Общественная палата РФ, Министерство образования России. Это не ситуационная проблема, которой можно позаниматься и перестать. Требуется постоянный контроль, многие вопросы обществу приходится решать впервые.
– Ставрополье иногда называют «ковчегом» для множества проживающих здесь национальностей. Каково ваше мнение о деятельности правительства края и краевого комитета по делам национальностей и казачества в области нашего разговора?
Саввин: Среди электронных ресурсов органов исполнительной власти, которые занимаются этими проблемами, сайт комитета по информационному наполнению и глубине понимания если не лучший, то один из лучших в стране. Видно, что вопросы находятся на контроле у государственной власти, губернатора, видна серия предпринимаемых шагов, аналитическая работа. Издается такая литература, как «Этнический атлас Ставропольского края» и другие сборники за счет госпрограммы. К сожалению, мало регионов, где могут похвастаться такой серьезной аналитикой профильных подразделений. В России есть позитивный опыт мирного проживания на одной территории представителей различных этносов и религиозных культур. Важно его не растерять. И то, что на Ставрополье удается эффективно работать, – серьезный показатель.
Лагунов: Одна из основных сфер внимания власти на Ставрополье – это полноценная реализация православно-исламского диалога. Он строится не в русле обсуждения догматики, а по поводу организации нравственной и культурной жизни. Я участвовал в разных конференциях, форумах, посвященных вопросу, встречался со многими представителями ислама в нашем крае, с православными священниками. Все они осознают важность проблемы и понимают, что через ее решение лежит путь к миру.