Сайт противодействия экстремистским настроениям в обществе

Взаимодействие социальных институтов в профилактике экстремизма в студенческой среде

Особенностью развития образования в современных условиях является необходимость повышения роли взаимодействия институтов социализации и воспитания в решении проблем профилактики экстремизма в молодежной среде, формирования уважительного отношения к национальной культуре и традициям народов Российской Федерации.

Образовательные учреждения не в состоянии в одностороннем порядке предотвращать все негативные явления, которые поражают российское общество и оказывают влияние на формирование подрастающего поколения. Нужна консолидация усилий всех заинтересованных субъектов по реализации всесторонних мер и организации системного взаимодействия. Важным аспектом этой работы является объединение воспитательных усилий педагогического сообщества с представителями национальных объединений, деятелями культуры, науки, политиками.

Существующая педагогическая теория и практика показывает, что на всех этапах существования многонационального поликультурного общества, проблемы приобщения детей и молодежи к национальным и общечеловеческим ценностям, воспитания культуры межнациональных отношений имеют первостепенное значение для социальной политики государства. Процесс формирования культуры межнационального общения предполагает воспитание российской гражданственности, сотрудничества между народами, веротерпимости, фундаментом которой является взаимосвязь местного, национального, общенационального и всечеловеческого компонентов образования.

Совместное бесконфликтное функционирование и сотворчество этнических культур на основе диалога, взаимопонимания, сохранения и развития уникальности и самобытности каждой из них особенно актуально в многонациональном и поликонфессиональном пространстве  Оренбургской области.
Анализируя этнический состав населения, директор НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета Веналий Амелин подчеркнул: «На территории области проживают представители 126 национальностей, при этом, как показывают многочисленные опросы и социологические исследования, межконфессиональная толерантность в Оренбургском регионе выше, чем у россиян в целом».

Разумеется, наличие внешнего спокойствия не означает отсутствие проблем в такой деликатной сфере, которую представляют межнациональные и межконфессиональные отношений. Тем более, что результаты социологических опросов региональных центров изучения общественного мнения в последнее время показывают снижение уровня толерантности у оренбуржцев. Оренбуржье – приграничный регион и мы обречены на сосуществование с огромным потоком мигрантов, протекающим через нас вглубь огромной России.

В 2011-2012 г. студенты Оренбургского государственного педагогического университета приняли участие в мониторинге экстремистского сознания и поведения в молодежной среде, проводимом координационным советом РАО по педагогике и психологии и Московским психолого-социальным институтом. В исследовании принимали участие учреждения общего образования 8 Федеральных округов Российской Федерации.

Целью данного исследования явилось определение динамики характеристик и уровня экстремистского сознания и поведения в студенческой среде. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
— изучить современное состояние молодежного экстремизма в России и имеющуюся практику борьбы с преступлениями, совершаемыми молодежными экстремистскими сообществами;
— провести исследования по выявлению уровня склонности студентов к экстремизму;
— выработать  рекомендации  и предложить комплекс эффективных мер общего и специального характера по предупреждению экстремизма в среде молодежи;
— выявить возможности взаимодействия социальных институтов в профилактике экстремизма.

Взаимодействие социальных институтов представляет собой совместную деятельность его участников по достижению общих целей и результатов в решении задач воспитания, обеспечивающую условия для: самоопределения участников взаимодействия относительно принимаемой идеи; интеграции их воспитательных возможностей; формирования совокупности норм, правил и традиций, регулирующих их взаимосвязи и отношения; развития субъектной позиции участников образовательного процесса. Взаимодействие профессиональных сообществ не только по типу «учреждение – учреждение», но и по типу «общность – общность» имеет наибольшее воспитательное влияние.

По результатам обследования разработчики мониторинга делают вывод о том, что современной молодежи присуща низкая информированность и компетентность в вопросах экстремизма, только такой явный признак как «терроризм» всего 50% респондентов отнесли к проявлениям экстремизма, 42% так классифицировали пропаганду нацизма, 38% — возбуждение национальной розни.
Только тотальное неприятие всех этносов считают ксенофобией 43%. Здесь очень четко прослеживается психологическая база ксенофобии: неприятие всего чужого, нетерпимость к определенным нациям большинство опрошенных не отметило как проявление ксенофобии (22 — 30%).

Почти половина анкетируемых (44%) на вопрос «есть ли нации, с представителями которых Вы стараетесь не общаться?»  ответила утвердительно: «таких наций немного, но они есть». Еще 7% отметили позицию «таких наций много». Для 45% национальных ограничений не существует. Именно здесь заложен серьезный мировоззренческий и социально-политический диссонанс: для половины респондентов бытовая ксенофобия – жизненная реальность, другая половина не ощущает такой проблемы.

Фактических оснований для ксенофобии отмечено сравнительно немного:  85% молодых людей высказались, что не испытывали в жизни сложностей, связанных с их национальной или религиозной принадлежностью.
Очевидно, что корни ксенофобии лежат на значительно более глубоком уровне, чем реальная общественная жизнь. И традиционными организационными мерами эту проблему сложно даже локализовать, в лучшем случае –  нейтрализовать ее проявления.

Сегодня чрезвычайно важна роль взаимодействия образовательных учреждений и гражданского общества в профилактике ксенофобии, связанной с формированием мировоззрения, закреплением лидерских позиций в информационном пространстве (и прежде всего Интернет-пространства).
Анализ полученных результатов позволил разработать основные модели взаимодействия и направления деятельности.  Одним из важнейших выявлено гражданское воспитание молодежи. Оно представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, создания демократического уклада образовательной среды, формирования гражданской и коммуникативной компетентности на основе реализации взаимодействия ресурсов образовательной среды, образовательного пространства города, региона, представителей институтов гражданского общества и социума. Важно раскрыть общечеловеческие и общегражданские ценностные ориентации обновления общества, вооружить молодых людей умениями межкультурного диалога и ведения дискуссии, формировать опыт гражданского поведения и сознания, уважительного отношения к национальной культуре и традициям всех народов Российской Федерации.

Показателями сформированности гражданской компетентности личности выступают такие интегративные качества как гражданственность, патриотизм и социально-критическое мышление, обеспечивающее когнитивную основу свободного жизненного выбора личности.
Организация сетевого взаимодействия, использование чужого позитивного опыта лучше усваивается молодыми людьми через непосредственное участие в общественно-полезной деятельности, привлечение к активному взаимодействию со всеми институтами общества, обретение собственного опыта активной деятельности в различных акциях и мероприятиях.

По замыслу, рожденному еще в 2004 г. на общей встрече руководителей национально-культурных организаций Оренбурга, началось строительство комплекса «Национальная деревня». Сегодня это своеобразный парк-музей, в котором представлены русское, украинское, татарское, казахское, башкирское, мордовское, чувашское, белорусское, армянское и немецкое национальные подворья [2]. В каждом из них  работают музеи истории, культуры и быта, библиотеки, кафе национальных блюд. Традиционными стали недели или дни различных национальностей России с привлечением представителей национальных сообществ (диаспор) – деятелей культуры, науки, политиков соответствующей национальности, экскурсии в национальные музеи-подворья, проведение праздников национальных культур: русской культуры «Потенциал русской традиции» совместно с Русским национальным центром, «Урожай 2011» — Украинским национальным центром.
Приобщение студенческой молодежи к изучению и сохранению историко-культурного наследия народов России и Оренбуржья, воспитание уважения к национальным традициям и культуре осуществляется в рамках реализации направления «Духовное краеведение», работы студенческой научной лаборатории «Духовные традиции: история и современность», работы по направлению «Воспитательный потенциал русской обрядовой куклы».
Взаимообогащение культур – один из основных инструментов сохранения этнических особенностей в современном поликультурном мире. Постоянное использование межкультурного диалога создает предпосылки развития чувства равенства культур, их неповторимости и сходства одновременно.  Это таит в себе неисчерпаемые образовательные и воспитательные возможности и является основой подлинного культурного и личностного обогащения молодежи и школьников на основе непрерывного диалога культур, гарантией здорового межкультурного общения в будущем.

Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им, приобрели за последние дни особую актуальность для нашей многонациональной страны.

Эффективной формой работы с молодежью является  участие в работе Международного молодежного лагеря «Соседи», традиционно проводимом на границе с Казахстаном. Задачей организаторов явилось формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, установление и развитие международных связей между молодежными организациями стран Шанхайской организации сотрудничества, содействие в укреплении дружеских отношений в молодежной среде.

Особое внимание традиционно уделяется созданию психолого-педагогических условий для формирования этнического самосознания студенческой молодежи. Этническое самосознание играет большую роль в создании социально-психологического климата в поликультурной образовательной среде, становится ключом к решению сложных задач развития личности. Известно, что знание культур других этносов, национальностей развивает творческую личность, свободную от предрассудков и стереотипов мышления. Следовательно, одним из способов воспитания гражданского межкультурного сознания студента является ознакомление с культурами разных народов, формирование уважительного отношения к национальной культуре и традициям всех народов России.

Содержание образовательных дисциплин «Поликультурное образование», «Антропологический подход в воспитании», других спецкурсов  позволяет осуществлять овладение культурой своего народа; формировать представления о многообразии культур в России и мире; воспитывать позитивное отношение к культурным различиям, обеспечивающим прогресс всего человечества и способствующим самореализации отдельной личности; создавать условия для интеграции учащихся в культуры других народов; развивать умения и навыки продуктивного взаимодействия с носителями различных культур.

В результате стимулирования позитивного этнического поведения формируется устойчивая мотивация терпимого отношения к людям, блокирующая агрессивные поступки подростков, накапливается опыт гражданского поведения и формируется гражданская зрелость, не допускающая националистических проявлений в адрес других национальностей.

Подрастающее поколение важно научить жить в поликультурном обществе, владеть общечеловеческими ценностями, приобщаться к культуре других народов, осознавать культурное многообразие России и мирового сообщества. Воспитание молодежи в духе этнической толерантности и международной солидарности предполагает формирование поликультурно-грамотной личности, способной свободно ориентироваться в многонациональном мире, понимать его ценности и смыслы, воплощая их в достойных образцах цивилизованного поведения в процессе взаимодействия с представителями различных стран и конфессий.

Библиографический список:
1.    Материалы к заседанию общественной палаты Оренбургской области от 30 мая 2012 г.
2.    О реализации государственной национальной политики и совершенствовании системы взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления с общественными объединениями по вопросам экстремизма на национальной и религиозной почве: Материалы расширенного заседания рабочей группы Общественного Совета при полномочном представителе Президента РФ в Приволжском федеральном округе с участием руководителей национально-культурных общественных объединений  Оренбургской области.- Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2007. – 96 с.
3.    Безюлёва Г.В., Бондырева С.К., Бушмарина Н.Н., Клименко Н.И., Социально-психологические риски в поликультурном профессиональном образовании. / Под общ. ред. Г. В. Безюлёвой. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. — 192 с.

Чернышева Ю.В.,  студент Оренбургского государственного педагогического университета

Источник 

Есть мнение?